Дополнительное образование

Реализация мероприятий системы дополнительного образования детей позволяет обеспечить самореализацию и социальную адаптацию несовершеннолетних, а также формировать их осознанное отношение к вопросам здорового образа жизни и минимизировать риск вовлечения в противоправную деятельность.

В муниципальном образоании "Закаменский район" функционируют два учреждения дополнительного образования.

В МБОУ ДО ЦДО г. Закаменск работают 49 педагогов дополнительного образования (штатных - 32, совместителей - 17). Из них: 2 педагога – Заслуженные учителя РБ, 3 педагога - Заслуженные работники культуры РБ, 7 педагогов - Почётные работники общего образования РФ.

Образовательный уровень педагогов ДО: с высшим образованием 32 человека, со средним профессиональным 14 человек, с начальным профессиональным – 1 человек, со средним образованием – 2 (незаконченное высшее). С каждым годом наблюдается увеличение педагогов с высшим образованием, на конец 2017 года высшее образование по заочной форме получают 5 педагогов.

 71 % составляет уровень квалификационных категорий педагогов ДО: с высшей категорией – 6; с первой категорией – 29; не имеют категории – 14 (стаж менее 2 лет). В 2017 году первую категорию защитили 7 педагогов, высшую – 3. Повышение квалификационного уровня педагогов с каждым годом обусловлено планомерной работой администрации по аттестации.

 Средний возраст педагогов ДО – 40 лет.

 

Общее количество обучающихся в Центре – 2392, что составляет - 59 %.

Из них мальчиков -1047, девочек 1345.

Фактическое количество – 1709 – 42%. Из них мальчиков -785, девочек – 924.

683 учащихся посещают по 2-3 творческих объединения.

Снижение количества детей по сравнению с прошлым учебным годом на 42 ребенка (по фактическому количеству, в 2016 году – 1667) и по списочному составу на 152 ребенка (в 2016 году- 2544) обусловлено с уменьшением педагогического состава. В 2016-2017 учебном году работали 54 педагога, в 2017-2018 учебном году- 49 педагогов. Педагоги уволились по разным причинам (декретный отпуск, по собственному желанию и т. д.). Освободившиеся часы решено было передать педагогам, у которых нагрузка была неполная и при этом наполняемость кружков являлась сверхнормы.

Но средний показатель обучающихся на одно творческое объединение увеличилось на 2,6 (в 2017 году - 48.8, в 2016 - 46,2).

Наибольшее количество детей, как и во все года, посещают кружки художественно-эстетического направления, что объяснятся привлекательностью танцев, вокала и декоративно-прикладного искусства для детей младшего и среднего возраста. Старшеклассников интересуют в основном курсы по углубленному изучению предметов для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ.

Повышение средних показателей в социально-педагогическом и естественно-математических направлениях (другие виды деятельности (в 2016 году средний показатель – 44 ребенка на 1 объединение, а в 2017 году – 53) объясняется тем, что основную массу детей предоставляют спецкурсы по предметам, в связи с повышением требований к знаниям при сдаче ЕГЭ и ОГЭ и увеличение детей в группе кратковременного пребывания.

В связи с введением Федеральной целевой программы развития образования наблюдается увеличение воспитанников в техническом направлении за счет открытия двух творческих объединений по робототехнике и ЗD-моделированию на базе Закаменской СОШ №1 и МБДОУ «Детский сад №12 «Дюймовочка».

В культурологическом направлении – уменьшение детей на 83 ребенка в связи с уменьшением нагрузки (6ч) по собственному желанию в творческом объединении «Интенсивный русский» (Халтинова Т.С.) и увольнением педагога творческого объединения «Русский язык» (Цыденова Д.Ш.)

В туристско-краеведческом направлении наблюдается снижение количества воспитанников на 239 ребенка, в связи с увольнением 4 педагогов (Манжиханов А.К. -53 ребенка, Цыренова Д.В. - 27, Бадлуева Г.О.-38, Лубсанова О.А. -46).

По гендерному составу преобладают девочки, меньшее количество мальчиков связано с дефицитом кадров технической направленности. Анализ возрастного состава показывает, что наибольшее количество обучающихся в возрасте от 10 до 14 лет (46 %).В возрасте от 15-17 лет – 14 %., от 5 до 9 лет -40%.

В самом Центре проводят свои занятия 11 педагогов, обучаются 726 учащихся. В связи с нехваткой помещений, по договоренности с другими общеобразовательными учреждениями, некоторые объединения проводят свои занятия на их базах.

В 10 общеобразовательных учреждениях (Харацайская СОШ, Бургуйская СОШ, Хамнейская СОШ, Усть-Бургултайская СОШ, Бортойская СОШ, Дабатуйская СОШ, Цакирская СОШ, Нуртинская СОШ, Хужирская школа-детский сад, Холтосонская СОШ) ставки от Центра отсутствуют. Сотрудничество ведется со всеми городскими общеобразовательными учреждениями. Творческие объединения Центра в г. Закаменск посещают учащиеся МАОУ «Закаменская СОШ №1», ГКОУ «Закаменская СКОШИ 8 вида», МБОУ «СОШ № 5 г. Закаменск», МБОУ «СОШ №4 г. Закаменск» и МБОУ «Холтосонская СОШ».

Наибольшее количество- 334 обучающихся в Центре, это ученики МАОУ «Закаменская СОШ №1», что объясняется географической приближённостью и наличием наших творческих объединений в данной школе. Из сельских школ – Санагинская СОШ (105), что объясняется большим количеством учащихся в школе и заинтересованностью детей творческими объединениями по хореографии и театру.

Дети-сироты – 28 (в городе посещают творческие объединения 14 детей, в селах 14)

Дети - инвалиды – 12 (в городе посещают творческие объединения 8 детей, в селах 4)

Дети с ограниченными возможностями здоровья - 4

 

Важнейшей составляющей образовательного процесса является информационно-методическая, программно-методическая деятельность, инновационная деятельность, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта, повышение профессиональной компетенции.

Работа методической службы Учреждения способствует обновлению содержания образовательной деятельности, повышению профессионального мастерства педагогических кадров. В своей деятельности методист использует опыт педагогов других. Свою работу методист выстраивает, опираясь на гуманистическую парадигму в образовании и воспитании, культурологический и компетентностный подходы.

В Учреждении создан кабинет методического обеспечения, работа которого построена в нескольких направлениях. Повышение профессионального мастерства педагогов Центра осуществляется через организацию курсов по повышению квалификации, проведение открытых занятий, мастер-классов, выступлений на семинарах. Педагогам были предложены курсы повышения квалификации.

Педагогами Учреждения проведено 13 открытых занятий для родителей и педагогов образовательных учреждений района. Для заместителей директоров учреждений дополнительного образования был организован семинар «Интегрированное взаимодействие специалистов учреждений дополнительного профессионального образования и предприятий РБ» в рамках ФЦПРО, для педагогов - организаторов семинар «Использование новых технологий и тренинговых упражнений в работе педагога- организатора», «Современные подходы, принципы и формы проведения и организации учебно­-воспитательного процесса в дополнительном образовании».

Методическими темами за последние три года были объявлены: Формирование профессиональной компетентности педагогов как средство повышения качество образования.

Цель – Совершенствование образовательно-воспитательной системы МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» г. Закаменск через повышение профессионального мастерства педагогов.

Методическая служба ведет целенаправленную работу по освоению педагогами современных образовательных технологий и внедрению их в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения качества образовательного процесса:

К положительным аспектам программ следует отнести следующее:

  • многообразие форм подведения итогов реализации образовательных программ (выставки, фестивали, соревнования, конференции, концерты и т.д.);
  • в Центре разработана и активно применяется система оценки результативности и эффективности обучения.
  • Задачи в области информационно - методической работы на перспективу:
  • «Реализация возможностей духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения в объединениях дополнительного образования детей»
  • «Реализация компетентностного подхода как одно из оснований обновления образования».

Большим воспитательным потенциалом обладают объединения дополнительного образования: кружки, секции, творческие коллективы. Именно дополнительное образование при правильной организации предоставляет каждому ребёнку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощутить свою необходимость и полезность, уверенность в собственных силах, что повышает нравственную устойчивость и обеспечивает защищённость школьника.

Одним из самых приоритетных направлений в воспитательной работе является художественно-эстетическое направление, которое приобщает детей к искусству театра, музыки, хореографии и фольклору.

В течение года деятельность художественно-эстетического направления проходила в соответствии с комплексным планом мероприятий Центра на 2017 календарный год. Основной целью работы художественно-эстетического направления являлось – создание условий, способствующих формированию и развитию эстетических потребностей воспитанников и раскрытию их творческого потенциала путем реализации образовательных программ дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности.

Решались следующие задачи:

- поддержка и развитие художественно-эстетического творчества в районе;

- создание условий для развития мотивации личности учащихся к познанию и творчеству в процессе реализации дополнительных образовательных услуг;

- повышение уровня профессиональной компетенции педагогов художественно-эстетического направления;

- оказание методической и практической помощи педагогам в работе с учащимися.

В 2017 году проведена организационно-методическая работа. Цель методической работы: повышение результативности образовательного процесса в детских объединениях и структурных подразделениях художественно-эстетического направления. Сформирован банк данных объединений художественно-эстетической направленности, проводились консультации по работе художественно-эстетического направления, организовано и проведено 4заседаний методического объединения ХЭН. Тематика заседаний МО определялась задачами работы Центра в 2017 году. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности. Основное внимание при подготовке и проведении заседаний МО уделялось вопросам:

  • повышение качества дополнительного образования;
  • внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс на основе проблемного обучения;
  • организация учебной деятельности обучающихся;
  • работа с одарёнными детьми;
  • самообразование педагогов.

Традиционно проходят методические семинары. Темы семинаров: «Виды анализа современных занятий в дополнительном образовании», «Успехи и достижения художественно-эстетического направления. Проблемы и пути их решения».

Считается, что МО в результате взаимосотрудничества становится коллективом единомышленников, стремящимся к самосовершенствованию в профессиональной деятельности.

20 января 2017 года на базе Центра прошел семинар-практикум по дополнительной образовательной программе для педагогов по хореографии и театру. На данном семинаре присутствовали 10 педагогов:

  1. Бадмаева Дари-Цырен Цыреновна – хореограф Санагинской СОШ;
  2. Балданова Дарима Игнатьевна – хореограф Енгорбойской СОШ;
  3. Жапова Очирма Балдановна – хореограф СОШ №1 г. Закаменск;
  4. Мудаева Янжима Даниловна – хореограф Михайловской СОШ;
  5. Семенова Надежда Дашанимаевна – хореограф Хуртагинской СОШ;
  6. Цыденова Аюна Владимировна – хореограф Дутулурской СОШ;
  7. Цыренова Бэлигма Будаевна – хореограф Мылинской СОШ;
  8. Гармаева Туяна Цыбановна – педагог по театру ЦДО;
  9. Балданова Алима Федоровна – педагог по театру Утатуйской СОШ;
  10. Тарбаев Борис Владимирович - педагог по театру Санагинской СОШ.

Во второй половине дня началась практическая работа по образовательным программам. Педагоги ознакомились с новым положением о составлении дополнительной образовательной программы. Далее, велась индивидуальная работа с педагогами по составлению паспорта образовательной программы и учебно-тематического плана, составлению мониторинга диагностики детей по годам обучения: входная диагностика - «Уровень способности детей», промежуточная диагностика «Включение высших психических функций ребёнка», контрольная диагностика "Динамика творческого роста детей", рубежная диагностика "Лидерская позиция ребёнка", рубежная диагностика "Достижения детей, коллектива".

 

МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» планирует и проводит работу согласно годовому плану и календарному плану спортивных мероприятий. За 2018 год обеспечено стабильное качество обучения, как следствие, достижение обучающимися высоких спортивных результатов. Внедряются педагогические технологии, способствующие овладению навыками  саморазвития и творческого самоопределения в различных видах спорта. Работает стабильный, высокопрофессиональный коллектив тренеров-преподавателей, способных   решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания в соответствии с принципами индивидуального подхода и с приоритетными направлениями развития образовательной системы РФ. В отчетном периоде в МБОУ ДО «Закаменская ДЮСШ» работали 60 тренера-преподавателя, из них:

- 41 штатный тренер-преподаватель, 19 совместителей;

- высшее образование имеет 38 тренеров-преподавателей;

- прошли аттестацию на высшую категорию – 3 тренера-преподавателя (Доржиев П.Ж., Игошев В.М., Лупсанов А.Ц-Д.);

- подтвердили первую категорию 2 тренера-преподавателя (Банзаракцаева Т.С., Бальжанова Э.П.).

- продолжают учебу в разных учебных заведениях – 3 тренера-преподавателя.

 

Закаменская ДЮСШ осуществляет свою деятельность по предоставлению дополнительных образовательных услуг по 14 направлениям спортивной подготовки.

Основным показателем результативности является участие в соревнованиях различного уровня. Соревнования проводятся согласно плану мероприятий, который составляется на начало учебного года с учетом календаря мероприятий по направлениям. В 2018 году в соревнованиях различного уровня приняли участие 40 % обучающихся учреждения. Практически каждый год школа готовит победителей и призеров первенств Республики Бурятия, Сибирского федерального округа: в 2018 учебном году учащиеся ДЮСШ участвовали в более 200 соревнованиях республиканского, регионального уровня, в т.ч.: Первенства и чемпионаты РБ - , Первенство СФО – 4, Первенство России – 4.

Наиболее показательны результаты в боксе: в Первенстве РБ юноши 2002-2003 г.р. заняли 2 первых, 2 третьих места, 2004-2005 г.р.- также 2 первых и 2 третьих места, в Первенстве СФО Плюснин Александр стал 1-ым и получил право участвовать в Первенстве России, где показал 17 результат. В сентябре 2018г. Доржиев Денис в Международных юношеских играх в Китае занял 2 место, Шагжеев Игорь – 5 место. В Межрегиональном турнире на призы Героя России Толбоева Т.О. закаменцы заняли 4 призовых места, в Международном турнире на призы ОАО «Разрез «Тугнуйский» - 4 призовых места.

Хорошие показатели также у кикбоксеров: 2018 год начался с 4-х призовых мест в чемпионате СФО в г.Омск, в краевом турнире «Кубок Сибири» в г.Красноярск 5 призовых мест, открытом чемпионате Забайкальского края – Гвоздев Егор занял 1 место, у членов его команды 2 вторых, 2 третьих места. В ноябре состоялся Кубок России, где Чимитов Дашанима занял 2 место.

У юных борцов хороших результатов добился Гармаев Сандан, воспитанник Ульзетуева Б.Д. В его копилке победа в Первенстве РБ, 3 место в первенстве СФО, 3 место - в Первенстве России среди юношей до 16 лет, выполнение норматива КМС, 1 место во всероссийском турнире на призы И.В.Балдынова. Мункуев Батор и Очиров Сандан заняли 2 и 3 места в Республиканском турнире «Динамо-детям России».

Юные самбисты добились следующих результатов: на Первенстве РБ 3 место у Гомбоева Гэсэра и Кутанова Матвея, 4 м. у Доржиева Димы, в Республиканских соревнованиях на «Кубок Народного Хурала РБ» в рамках Всероссийского проекта «Самбо в школу» самбисты Хуртаги заняли 3 место в командном первенстве и Кутанов Матвей – 2 место в личном первенстве. Международный турнир в г.Кяхта принес 3 место Цыренову Даба-Цырен.

Лыжники заняли два 2-х места в матчевой встрече сборных РБ и Иркутской области, Первенстве РБ – 2 и 3 места у Михайловой Насти и Корнаковой Саши соответственно. В марте 2018г. Лупсанова Юлия участвовала в Чемпионате России по стрельбе из лука в дисциплине ачери и заняла 6 место, в чемпионате России по ачери-кроссу выполнила норматив мастера спорта, заняв 2 место.

Воспитанники Бальжанова Ф.Б. в Первенстве РБ по стрельбе из лука добились 2 общекомандного места, Будаев Элбэг – 2место, воспитанники Хазагаева Ш.А. выполнили: норматив КМС – Банзаракцаева Саяна, 1 разряд – Гармаев Артем. В первенстве БРО «Динамо-детям России» в апреле Гомбоева Бимбасо заняла 1 место. В сентябре на Республиканских детских спортивных играх лучники заняли 3 командное место. Банзаракцаева Саяна участвовала в сентябре на Кубке России. В Первенстве СФО в ноябре 2018г. – 2 командное место у улекчинцев. Также в ноябре юные лучники выехали в г.Великие Луки для участия во Всероссийских соревнованиях «Надежда России», где Цыренов Сергей в составе сборной РБ занял 4 общекомандное место и показал 8-й личный результат.

Первенство РБ в 2018 году принесло гиревикам: 1 м. Осокину Вадиму, 3 место Шеховцеву Алексею. В Республиканском турнире в с. Тарбагатай 1 мая 2018г. Шеховцевы Максим и Алексей заняли 3 место. В ноябре состоялся Всероссийский турнир на призы ЗМС России С.Т. Леонова с участием более 450 спортсменов из 14 регионов, где 2 место занял Осокин Вадим.

Футболисты в апреле 2018г. заняли 4 место в Первенстве РБ. Теннисистки Жигмитова Сарюна и Сизова Дарья заняли 1 и 2 места соответственно в Республиканском турнире по настольному теннису. Шахматисты добились 5 призовых мест в 2-х Республиканских турнирах.

 

Таким образом, анализ деятельности свидетельствует об эффективности деятельности учреждения в выполнении поставленных целей и задач, что подтверждается положительными тенденциями

1)показателей образовательного процесса:

- деятельности 60 учебных групп;

- сохранностью контингента воспитанников;

- успешным участием обучающихся в соревнованиях разного уровня.

2)показателей квалификации педагогического состава Учреждения:

- сформирован творческий, стабильно функционирующий педагогический коллектив;

- осваиваются новые методики и приемы работы;

3)показателей методической деятельности:

- повышения уровня методических услуг;

- мониторинга образовательного процесса;

 

Указанные цели были достигнуты благодаря созданным условиям:

Проблемы и пути решения.

Вместе с тем, выявляются следующие проблемы, требующие своевременного решения:

  1. Недостаточно высокий уровень компетентности педагогического состава в вопросах дополнительного образования и недостаточная мотивация педагогов к повышению профессиональной компетентности
  2. Отсутствие возможности своевременного обновления и пополнения оснащенности спортивным оборудованием и инвентарем.

   Предполагаемые пути решения:

  • осуществление грамотного подбора педагогических кадров и минимализация текучести кадров;
  • создание условий для роста профессионального мастерства тренеров-преподавателей через курсовую и межкурсовую подготовку;
  • поощрение тренеров, имеющих хорошие результаты на соревнованиях различных уровней;
  • изыскание финансовых возможностей улучшения материально-технической базы и оснащенности спортивным оборудованием и инвентарем через налаживание взаимодействия и партнерских связей, внебюджетные средства.